Вторичная переработка ценного сырья давно стала мировым трендом — сказались экономическая необходимость и влияние экологической повестки. В российских реалиях при богатой сырьевой базе запрос на повторное использование ресурсов сейчас, скорее, формирует общество. Экологичное поведение, раздельный сбор мусора, утилизация ненужных вещей через специальные службы становятся хорошим тоном. Но для того, чтобы реализовать такой запрос нужны новые технологии, производственные мощности и внушительные инвестиции.
Закон о РОП
Что первое бросается в глаза, когда мы говорим о вторичной переработке отходов? Конечно же, упаковка. Она повсюду. Масса видов упаковочных материалов, индивидуальная упаковка практически каждой единицы товара, одноразовая тара для напитков.
По оценке Юнисервис Капитал, по состоянию на конец 2022 года пластик занимал 38% от всего объема упаковки, а объемы его реализации в этом сегменте превысили 1 млн тонн.
Считается, что в России в общем ежегодном объеме твердых коммунальных отходов в 50 млн упаковка занимает до 50% — такие данные приводят Ведомости.
Исходя их этих данных можно было бы сделать вывод, что доля пластика в собираемом мусоре меньше четверти. Возможно, ее еще меньше. Союз переработчиков пластмасс в своих оценках, например, опирается на мировой опыт, где доля пластмасс в ТКО только 13 процентов.
По данным Группы «ЭкоЛайн» (ведущего оператора по обращению с отходами в Московском регионе), доля пластика в потоке отходов достаточно высока. Если взять, к примеру, синий бак (для вторсырья), то здесь среди вторсырья упаковка будет занимать 90 %. Около 50–55 % этой упаковки — пластиковая, половина ее на сегодняшний день переработана быть не может, заявляют в компании.
Как бы то ни было, пластик и полимерная упаковка — в любом случае ценный ресурс, который: необходимо извлекать исходя а) из бережного отношения к созданной стоимости и б) из экологических соображений.
В результате родился законопроект о расширенной ответственности производителя (РОП), который накладывает на производителя упаковки обязанность ее утилизировать. Он будет платить экосбор, который пойдет на решение вопросов утилизации. Внедрять практику будут постепенно — в 2025 году нужно обеспечить уровень утилизации до 55 %, в 2026 году — до 75 %, а 100-процентный переход произойдет в 2027 году. Закон уже принят и вступит в силу в январе 2024 года.
Кирилл Пискарев, директор выставочного проекта Ruplastica, считает:
«Таким образом, крупнейшие события отрасли пластмасс, упаковки и рециклинга — выставки UPAKEXPO, RUPLASTICA и RECYCLING SOLUTIONS — пройдут в январе следующего года в новой реальности. Все, кто так или иначе связан с технологиями, оборудованием и сырьем в связке „полимеры-упаковка-утилизация“, окажутся на одной площадке. И здесь стоит ожидать как множества вопросов, так и вариантов решения и открывшихся возможностей».
Федеральный проект об экономике замкнутого цикла
Почему вопросы упаковки, которые непосредственно затрагивают полимерную индустрию, стали топ промышленной повестки? Дело в том, что в 2022 году стартовал федеральный проект по переходу на экономику замкнутого цикла. Именно он и определил шесть направлений для изменений, в том числе, сокращение образования отходов, создание инфраструктуры по сбору отходов для вторичной переработки, стимулирование использования вторичных ресурсов. Он также направлен на ограничение оборота определенных видов упаковки, а, кроме того, предусматривает создание системы прослеживаемости движения отходов. Еще один пункт — экопросвещение.
Ликвидация свалок — появление новых мощностей
Следствием проводимых реформ должна стать ликвидация свалок по всей стране с их заменой на новые экологичные решения. К 2030 году планируется снизить объемы захоронения отходов в два раза. За это время должно быть построено или реконструировано 868 предприятий по обращению с отходами. Доля переработки отходов с нынешних 12 % должна вырасти. Именно тот самый закон о РОП, каким бы сложным он не был для отрасли, должен привлечь в отрасль по обращению с отходами средства на создание мощностей по утилизации в 17,6 млн т.
Новые технологии в сфере рециклинга
Дискуссия о перерабатываемости упаковки и собственно пластиков лежит в области самого изделия, сырья, из которого оно сделано и технических возможностей собрать, отсортировать, очистить и переработать его механически или химически.
Сначала о том, что перерабатывают сегодня.
Современные комплексы по переработке отходов выбирают из потока ТКО больше, чем может утилизировать перерабатывающая отрасль, говорит заместитель генерального директора Группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова, участник деловой программы выставок UPAKEXPO, RUPLASTICA и проекта RECYCLING SOLUTIONS.
В преддверии мероприятий спикер поделилась опытом работы компании:
«Комплексы по переработке отходов Группы (КПО „Восток“ и „Нева“) отбирают 43 компонента вторсырья. Из них 22 относятся к полимерам. Спросом у переработчиков пользуются — ПЭТ-тара питьевая, ПНД-флаконы, ПВД-канистры, пленка прозрачная и цветная. Затруднена передача на переработку таких компонентов как ПЭТ-тара б/у (масляная), ПЭТ-тара б/у (матово-молочная), ПП-ящик, ПП-ведро, ПЭТ, ПВХ, ПЭТ-„химия“. Из-за недостатка мощностей, низкой ликвидности и отсутствия технологий нет переработки таких категорий, как пластик микс, ПВД-пленка (черная), ПП вторичный (ПП5), вспененный полистирол (ПС6) подложка, поликарбонат, корпус бытовой техники (МИКС) ВМР электроприборы, ПНД-пакет, мешки вторичные ПП-5, одноразовая посуда из ПЭТ».
При этом компания работает над повышением перерабатываемости упаковки.
«Первое — это информирование производителей о возможностях сортирующего и перерабатывающего оборудования. Кроме того, компания предлагает производителям проверку упаковки на извлекаемость. Работа с повышением перерабатываемости упаковки на этапе ее запуска — это реальное решение по снижению объема захоронения неперерабатываемой продукции».
Модным трендом стали рассуждения о переходе на моноупаковку и поиск таких рецептур полимерной тары, чтобы она могла справляться с теми задачами, которые по плечу сейчас многослойной упаковке — длительность и безопасность хранения продуктов.
Замена пластиковой упаковки, которую трудно извлечь из общей массы мусора, трудно отмыть, трудно переработать — это действительно еще один тренд, который может воплотиться в реальность уже в ближайшее время.
Вопрос дискуссионный, после обсуждений в отрасли Минпромторг России представил окончательный перечень видов пластиков, которые должны быть запрещены к использованию с 2024 года. Ограничения коснутся пластиковых бутылок нестандартных цветов и многослойной упаковки. При этом возможно использование другой полимерной продукции, подходящей для переработки. Например, с непрозрачной ПЭТ-тары можно перейти на прозрачную, с многослойных материалов — на однослойные, с многокомпонентных — на мономатериалы. Все это потребует переоснащения мощностей производителей продукции.
Тем временем в отрасли продолжают искать новые решения для работы с отходами.
При сортировке мусора распознавать его состав теперь можно доверить искусственному интеллекту — это дешевле, чем традиционные инфракрасные камеры.
Проблемный для очистки загрязненный пенополистирол можно перерабатывать на запатентованных инновационных установках, но пока, правда, технологии на паузе в силу нехватки этого загрязненного сырья.
Химическая деполимеризация ПЭТФ и полистирола — здесь может быть полезен мировой опыт крупных химических компаний.
Не стоит сбрасывать со счетов и существующие технологии по механической переработке вторичных полимеров. Разнообразие моек, дробилок, грануляторов в изобилии всегда предлагала индустрия пластмасс. Каково предложение сегодня — как раз и покажут январские отраслевые выставки.
Экономика проекта в новых условиях
Главное, что готовность работать со вторичным пластиком у игроков отрасли есть. Все, что может улучшить экономику проекта и сохранить качества изделия, — приветствуется. А кроме того, крупные компании готовы поддержать тренд на экологичность — в частности СИБУР запустил производство ПЭТ-гранул Vivilen с вовлечением вторичного сырья. Их уже используют производители воды в регионе.
Если говорить не только об упаковке, которая лишь часть огромной индустрии, то, например, производитель теплоизоляции «Технониколь» активно вовлекает в переработку на своих мощностях полимерные материалы и отслужившую теплоизоляцию, снижая нагрузку на полигоны. Он активно строит и мощности по рециклингу.
В ситуации всеобщей готовности работы со «вторичкой» остаются два важнейших момента — наличие этого вторичного пластика и его стоимость.
Если говорить об отрасли утилизации именно упаковки, то самое важное сейчас — это обеспечить бесперебойный поток отходов упаковки на существующие мощности, считает Любовь Меланевская, исполнительный директор «РусПЭК» (Ассоциация производителей потребительских товаров и упаковки), также участник деловой программы январских выставок.
«К сожалению, действующие мощности зачастую недозагружены. Каким образом можно их нагрузить? Путем организации раздельного сбора отходов, когда на придомовых территориях каждому жителю будет предоставлена возможность принести пластик и стекло в разные контейнеры. Как только появится поток отходов упаковки, отделенный от прочих коммунальных примесей в виде картофельных шкурок, сразу появится спрос на строительство новых мощностей по утилизации».
Любовь Меланевская согласна с тем, что существуют виды отходов, спрос на утилизацию которых сам по себе не возникнет, равно как и мощности по их утилизации. Вот для этого, по ее словам, и пригодятся средства экологического сбора в совокупности с мерами государственной поддержки.
Говоря о РОП, спикер назвала наиболее востребованный способ обеспечения своей ответственности у крупных производителей товаров в упаковке — это самостоятельное достижение нормативов утилизации отходов упаковки, установленных государством, путем заключения договоров с партнерами-утилизаторами напрямую либо через профильные ассоциации.
Определенные инструменты работы со вторичными материалами есть уже сегодня. Если все принятые меры дадут индустрии еще больше сырья — выиграют все. Дело за малым — экономикой вторичной переработки, которая во многом зависит от ситуации на рынке углеводородов и первичных полимеров.
Напоминаем, что подробный разговор о вторичных пластиках пойдет в ходе деловой программы RECYCLING SOLUTIONS выставки RUPLASTICA 2024.
Продолжится обсуждение поднятых проблем на организуемой журналом «Полимерные материалы» практической конференции «Вторая жизнь полимерных материалов», которую планируется провести весной 2024 года на базе крупнейшего профильного предприятия. Следить за обновлениями можно на сайте журнала.
Подготовлено в рамках совместного проекта журнала «Полимерные материалы» и компании «Экспо Фьюжн», организатора январских выставок 2024 года UPAKEXPO, RUPLASTICA и RECYCLING SOLUTIONS.